«Гимназия № 71 г. Гомеля»
«Забота. Сотрудничество. Ответственность»
19.11.2022 15:33
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» Помощь родителя ребенку в адаптации к школеАдаптация к школе – процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Период адаптации ребенка длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от разных факторов: индивидуальных особенностей ребенка, степени подготовленности его к школе и т.д. Начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни, так как в это время происходит очень много изменений :
Трудности при адаптации к школе:
Как помочь? Соблюдение требований к освещению в комнате во время выполнения домашнего задания, контроль за позой ребенка во время выполнения уроков, правильное питание, закаливание, профилактическая гимнастика для глаз и мелких мышц рук (пальчиковая гимнастика) Подбирать ребенку удобную одежду и обувь в соответствии с тепловым режимом в кабинете, после учебы дать ребенку поспать, поле сна дать возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры, прогуляться. Не садить за уроки сразу после школы! Консультации с психиатром, офтальмологом, неврологом, педиатром.
Как помочь? Повышать уверенность ребенка в собственных силах; подбадривать; дать ребенку понять, что каждый имеет право на ошибку; помогать преодолеть нерешительность при поиске друзей.
Как помочь? Искренне интересоваться жизнью ребенка в школе, каждый день спрашивать ребенка: «Что сегодня было интересного в школе?» «Что показалось сложным?» «Что не понравилось?» «С кем из ребят общался?». Беседовать с классным руководителем о поведении ребенка на уроках и переменах, о взаимоотношениях с одноклассниками, повышать интерес ребенка к школе, обосновывать важность учения для жизни человека. Обращаться к чувствам ребенка (Тебе тяжело в школе? Ты устал? Тебе не нравится? Ты волнуешься? Ты стесняешься? Ты боишься? И т. д.)
Как помочь? Вовлекать ребенка в спокойные виды деятельности, требующие повышенной усидчивости, ограничивать чрезмерную активность ребенка вербально; направлять чрезмерную активность ребенка в конструктивное русло (уборка в доме, спорт, помощь в саду, помощь на кухне и т.д.), проводить беседы о роли внимательности на уроке; повторять правила поведения на уроке и контролировать их соблюдением через беседы с учителем. Первые 4-6 недель в школе для первоклассников тяжелые, поэтому родители должны помочь своему маленькому ученику адаптироваться к новым условиям.
Каковы признаки успешной адаптации? 1) Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 2) Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. 3) Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию. 4) Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 5) Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В дальнейшем вам будет легче понять причину неудач первоклассника. Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников. Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия. Эти рекомендации помогут вам не потерять доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка. В случае если вы заметили у вашего ребёнка первые признаки дезадаптации, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к классному руководителю или школьному психологу. |
© 2016 Государственное учреждение образования "Гимназия 71 г.Гомеля"