23.10.2023 08:52
|
|
Дистанционное обучение в первую очередь можно рассматривать как получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Главным преимуществом дистанционного образования является смещение акцента с традиционных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка в мире послужило практическим доказательством сего факта. С апреля 2020 года я вошла в состав областной творческой группы по созданию учебно-методических материалов для педагогических работников Гомельской области, организующих индивидуальное обучение учащихся с использованием ИКТ. Моя цель заключалась в следующем: познакомить учащихся с дистанционной формой обучения и выявить степень их готовности к дистанционной форме обучения. Далеея размещала на сайте Гомельского областного института развития образования в разделе «Web – учительская» маршрутные листы, конспекты учебных занятий с указанием темы, цели, ссылок на теоретический материал, упражнения, тесты, вопросы для самоконтроля, ресурс для обратной связи (https://www.вебучительская.бел/математика). К каждому учебному занятию была подготовлена презентация, видеоролик, конспект содержал гиперссылку на них. Учащиеся, занимаясь самостоятельно, могли изучать теоретический материал, выполнять упражнения, фотографировать их, отправлять в группу, созданную мною. Также можно было использовать QR-коды для организации обратной связи, разместив, например, тесты, вопросы для самоконтроля или рефлексии. Педагоги области могли использовать данный материал в своей профессиональной деятельности при организации дистанционного взаимодействия с учащимися. Дистанционная форма обучения для учащихся оказалась эффективной. Для учащихся было интересным не только все выполняемые задания, но также и сам процесс обучения. Если при выполнении первых заданий обучаемые довольно часто обращались ко мне и друг к другу за помощью, то далее обучение стало полностью индивидуальным и самостоятельным. В процессе обучения у учащихся повысился уровень мотивации. После проведения заключительного учебного занятия, мы, на основе собственного опыта, попытались выявить плюсы и минусы дистанционного обучения: Плюсы: Скорость изучения устанавливается самостоятельно в зависимости от личных обстоятельств и потребностей. Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности. Комфортные условия для творческого самовыражения. Минусы: Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Недостаток практических занятий. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. В результате, можно сделать вывод, что учащиеся, даже со средними учебными возможностями готовы к дистанционному обучению. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время. Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение. Но новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения. За дистанционным обучением будущее, и надо, чтобы его основы, учащиеся получали в стенах школы. В настоящий момент в нашей гимназии особое внимание уделено такой форме дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационные проекты – олимпиады и конкурсы, служащие переходными формами обучения от традиционного к дистанционному. В основном учителя использует телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, уже сейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в условиях реального учебного процесса, опирающихся на смешанный режим взаимодействия учителя и учащихся – компьютерные телекоммуникации и очное общение учитель-ученик. Не кажется более фантастикой проведение уроков с помощью сети в режиме on-line. Но вместе с тем очень актуален вопрос оценки качества дистанционного образования, и его целесообразно рассматривать в двух аспектах: оценка качества существующих курсов дистанционного обучения и их пригодности для использования в учебном процессе и разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: ü эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; ü используемых при этом педагогических технологий; ü эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; ü эффективности обратной связи. Таким образом, очевидна необходимость развития дистанционного образования в школе, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества. |